Преодолевая правовые барьеры — новый этап в работе президентского гранта

Кемеровское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» на протяжении многих лет работает с особо уязвимой группой населения – ВИЧ-инфицированными и их близкими. Одним из серьезных стартапов в этой работе стала «Школа пациента», первый крупный государственный проект, реализованный Российским Красным Крестом в Кемеровской области в 2010 году (проводился согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 года №1079 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на осуществление мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции»).

[spoiler show=»Читать далее»]Тогда была сформирована и обучена первая мультидисциплинарная команда специалистов и равных консультантов, объединены усилия партнеров в лице департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, областного центра СПИД, областного наркологического диспансера, областного противотуберкулезного диспансера, областного кожно-венерологического диспансера, инфекционных больниц, центров реабилитации и адаптации для наркозависимых, созданы группы взаимопомощи и телефоны доверия. Накопленный опыт, разработанные методические материалы, наработанные модели работы с различными категориями ВИЧ-инфицированных были реплицированы в смежных проектах Российского Красного Креста. С каждым новым грантом появлялись новые практики поддержки ВИЧ-инфицированных и их окружения, появилось социальное бюро, школа молодых мам, программы поддержки родных, паллиативная помощь, он-лайн приемная и многое другое. В тоже время все острее выявлялись проблемы, связанные с нарушением прав ВИЧ-инфицированных и их дискриминации. Все больше запросов поступало к специалистам проектов о юридической поддержке, о сопровождении в различные государственные, силовые и судебные инстанции. Все больше приходило писем от граждан, чьи родственники с диагнозом ВИЧ отбывали наказание в учреждениях ФСИН.

С чем чаще всего сталкивались тогда наши клиенты – отказы в предоставлении медицинской помощи в ЛПУ общего профиля, раскрытие тайны диагноза по месту работы или учебы, нарушение права на условно-досрочное освобождение, нарушение права на получение группы инвалидности. Незнание гражданских прав на медицинские, социальные гарантии, неумение пользоваться этими правами, лишало возможности решить многие вопросы вполне самостоятельно. При этом, как правило, у людей с ВИЧ множество внутренних барьеров в общении со здоровым обществом, отсутствие навыков конструктивного диалога для защиты своих прав и интересов, высокая внутренняя стигма, социальная дезадаптация.

И стало понятно – нужно развивать отдельное направление по правовому просвещению ВИЧ-инфицированных, по защите их прав, по формированию навыков самостоятельного решения проблем.

Так в 2013 году был написан первый проект «Защита прав людей, живущих с ВИЧ-инфекцией» и направлен на открытый конкурс президентских грантов в ООД «Гражданское достоинство». Заявка стала победителем конкурса, и с февраля 2014 году началась работа.

«Это была узконаправленная работа с ВИЧ-инфицированными и их семьями по созданию правового реабилитационного пространства для них. Подобных проектов у нас до этого не было, поэтому пришлось методом проб и ошибок создавать свои модели работы, выстраивать свой алгоритм общения с целевой группой, налаживать сотрудничество с новыми партнерами и диалог с госучреждениями в новом русле. Пилотной площадкой стал г. Новокузнецк и местное отделение Российского Красного Креста, имеющее богатейший опыт грантовой работы», — комментирует председатель КРО ООО «РКК» Е.А. Малахова.

Первый проект длился восемь месяцев. За это время создано правовое бюро по оказанию методических, образовательных и консультативных услуг в области просвещения людей,

живущих с ВИЧ-инфекцией. В его рамках функционировали службы обучения, консультирования, групповой поддержки и социального сопровождения, организовано очное и телефонное юридическое, медицинское, психологическое и социальное консультирование по вопросам, связанным с ВИЧ-статусом. Тогда в команде проекта работали шесть специалистов – тренер, юрист, психолог, врачи и социальные работники и обученный отряд волонтеров-равных консультантов по ВИЧ.

Как на практике работал проект? В еженедельном режиме в Красном Кресте были консультативные дни. Обычно по четвергам в вечернее время все специалисты проекта вели прием клиентов, что облегчало и делало более доступным помощь. В один день можно было попасть сразу к нескольким специалистам. Социальные работники параллельно вели телефонное консультирование для тех, кто пока боится лично приходить в офис или кому просто было некогда прийти. В этот же день для людей с ВИЧ проходила группа взаимопомощи и обучающие семинары тренинги на темы профилактики и лечения ВИЧ, ко-инфекций, правовой грамотности в отношении ВИЧ, построении диалога с сотрудниками госучреждений по отстаиванию своих интересов. Выявленные проблемы и запросы клиентов на следующий день разбирались командой проекта и распределялись роли по решению поставленных задач. Кому-то необходимо было личное сопровождение в центр СПИД, кому-то помочь восстановить давно утерянные документы, кому-то подготовить документы для обращения в суд и т.д.

Постепенно услуги проекта стали набирать популярность, число клиентов и запросов постоянно росло. На встречи группы взаимопомощи приходили не только новенькие, но и те, кто с самого начала был в проекте. Причем, некоторые приходили с детьми, с супругами. «Для нас это как вторая семья», — говорили они. В итоге число клиентов выросло с 23 в феврале до 257 в сентябре.

Когда в сентябре 2014 года финансирование проекта закончилось, оставлять эту работу, людей и «закрывать перед ними двери» было нецелесообразно и как-то бесчеловечно что ли. Все, кто работали с нами в этом проекте, были готовы и дальше работать, пусть даже на волонтерских началах. Многие проблемы клиентов требовали не одноразового решения, а длительного сопровождения, например, по восстановлению родительских прав или прав на жилье. И бросать неоконченные дела – это непрофессионально как минимум. И один день в неделю все продолжали приходить в Красный Крест.

Тогда же команда проекта написала вторую заявку на открытый конкурс президентских грантов, но уже с учетом выявленных потребностей целевой группы и их запросов. Так с января 2015 года проект получил финансовое продолжение у того же оператора — ООД «Гражданское достоинство». Что изменилось на втором этапе – к команде присоединился еще один врач-консультант, т.к. главная нагрузка была связана с вопросами ВИЧ-инфекции, приема антиретровирусной терапии, подготовки к беременности и рождения здоровых малышей. Расширился спектр тем информационных мероприятий, большой акцент сделан на обучение коммуникативным навыкам. Развита новая социальная услуга – содействие в трудоустройстве и профессиональное переобучение.

Эффективность проекта была порой в прямом смысле на лицо. Многие клиенты приходили закрытые, замкнутые, с высоким уровнем тревожности и недоверия. Но общие усилия психолога, равных консультантов, узких специалистов, общение в группе взаимопомощи, приобретение новых друзей изменяли психо-эмоциональное состояние человека. «Они стали чаще улыбаться, идти на контакт с окружающим, радоваться жизни. Мы помогли им перестать зацикливаться на своем заболевании. Решили, казалось бы, нерешаемые проблемы», — комментирует психолог проекта Лизунова Д.А. Сколько клиентов, столько и историй.

Об эффективности говорит и число клиентов, возвратившихся в «здоровое общество», создавших здоровые семьи, получивших образование, успешно трудоустроившихся.

Успехи и достижения проекта были представлены 14-15 января 2015г. в г. Москва на общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя

развития», организованном Общественной палатой РФ и Лигой здоровья нации. Работа проекта была высоко оценена и на региональном уровне – местными администрациями, Общественной палатой Кемеровской области, органами опеки, медицинскими и социальными учреждениями.

Появился запрос на расширение географии оказываемых услуг на г.Кемерово. Но при этом скорректировалась и целевая группа проекта. Анализ двухлетней работы показал, что почти 95% обратившихся в проект клиентов – это люди с ВИЧ, в настоящий момент или в недавнем прошлом потребляющие наркотики. Поэтому было принято решение сделать основной акцент на потребителей ПАВ, находящихся на реабилитации и адаптации. Почему они? «Реабилитанты» — это лица с физической, психической и социальной патологией, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Решение этих проблем, которые взаимно потенцируют друг друга, затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами эффективна лишь при совместном участии представителей разных специальностей.

Так появились заявки на третий и четвертый этапы проекта, который получил новое название «Защита прав людей, имеющих наркотическую зависимость, на этапе их ресоциализации». ООД «Гражданское достоинство» вновь поддержало нас, и проект продолжил работу и в 2016, и в 2017 году.

Модель работы, наработанная в предыдущие два года, показала свою эффективность и в работе с этой целевой группой. Только теперь главными партнерами выступили центры реабилитации и адаптации для нарко – и алкозависимых. Кроме консультативных дней в офисах Красного Креста, появились выездные консультативные дни в центрах реабилитации, на их базе стали проводиться и информационно-образовательные мероприятия.

За период реализации третьего и четвертого этапов проекта можно отметить высокую потребность целевой группы в профессиональной помощи специалистов, занятых в программе. Отмечены регулярные обращения участников к различным специалистам (юристу, социальным работникам, врачам, психологу). Еще одним немаловажным индикатором эффективности проекта можно считать то, что сформирован так называемый «актив» целевой группы как в самом Красном Кресте, так и партнерских центрах реабилитации, что позволяет наиболее рационально планировать циклы информационных мероприятий (тематических семинаров и семинаров-тренингов). Совместно с активистами, на основе анкетирования участников, специалисты разрабатывают мероприятия в соответствии с актуальными потребностями группы. Оптимальное взаимодействие специалистов проекта, сформировавшееся в ходе длительной совместной работы в ранее реализованных двух проектах, позволило проводить эффективную социальную адаптацию лиц, страдающих наркотической зависимостью.

Доказательством вышесказанного служит приведенное ниже описание одного из случаев достижения реального материального самообеспечения клиента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки. По понятным причинам личные данные клиента проекта не используются. Употребление ПАВ связано с заражением социально-значимыми заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекцией, поэтому при первичном обращении клиента встала проблема неправильного восприятия диагноза, связанная с недостаточной информированностью по вопросам ВИЧ/СПИД и сопровождающаяся эмоциональной подавленностью. В результате многочисленных мероприятий, проводимых специалистами мультидисциплинарной команды проекта, по гармонизации личности, повышению информированности по вопросам ВИЧ/СПИД, профилактики и диагностики других инфекционных заболеваний, контроля над болезнью, социально-правовым вопросам ВИЧ-инфекции, расширению круга общения, силами групп взаимопомощи ЛЖВ и т.д., у клиента проекта снизилось чувство одиночества, улучшилось эмоциональное состояние. Появилась готовность к определению целей в решении проблем трудовой занятости и самообеспечения. После

ряда мероприятий, связанных с получением необходимой информации о работе служб занятости населения, документах, необходимых для первичного обращения в ЦЗН и т.д., клиент встал на учет в качестве безработного. Подобрать подходящую работу на начальном этапе было невозможно, из-за потери клиентом способности к выполнению работы по прежней профессии, поэтому он был направлен на дополнительную профессиональную подготовку, с получением стипендии и возможностью дальнейшего трудоустройства.

Клиенты проекта – это представители наиболее дезадаптированных и уязвимых слоев населения (бездомные, вышедшие из мест лишения свободы и другие лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации). Оказываемая поддержка представителям выше обозначенной категорий населения, подразумевает под собой решение целого комплекса вопросов: регистрация по месту жительства и восстановление документов, удостоверяющих личность, правовые вопросы, взаимодействие с обществом и т.д. Пример тому социализация бывшего заключенного «Н», столкнувшегося с массой социальных проблем. Прежде всего, это отсутствие регистрации по месту жительства, постоянной официальной работы (долгое время работал на «договорной основе», не имея постоянного, стабильного заработка). Нуждался в психологической, социальной, юридической поддержке. Социальное сопровождение клиента велось дистанционно по телефону. В процессе телефонного консультирования самим клиентом были восстановлены документы удостоверяющие личность, оформлена временная регистрация в доме ночного пребывания. После восстановления базовых социальных условий, смог воспользоваться услугами Центра занятости и найти подходящую работу. На сегодняшний день гражданин «Н» зарегистрировал брак (до этого длительный период времени состоял в гражданском браке). Проживает по месту регистрации жены.

Успешных историй много. А каждый даже маленький успех клиента показывал полезность проекта. «Мы радуемся даже мелочам – удалось помочь восстановить паспорт и полис ОМС, в результате человек смог пройти обследование в центре СПИД и теперь регулярно получает терапию. Это здорово! Но чаще появляются более сложные случаи, над которыми мы работаем по несколько месяцев. Например, возвращаем родительские права или права на бесплатное жилье. Эти клиенты успевают даже стать нам добрыми приятелями, пока занимаемся их делом. И когда все удается, то это не просто здорово, это больше, как для самого клиента, так и для нас, специалистов. Хочется больше и больше помогать», — говорит команда проекта.

[/spoiler]